Сказка играет одну из наиболее сложных ролей в формировании человеческой личности. Основная позиция общества заключается в том, что сказка является необходимым и крайне полезным инструментом в воспитании ребенка. Мне хотелось бы обсудить эту самую необходимость и полезность сказки.
Многим наверняка покажется не вполне понятным причина такой моей заинтересованности. Дело в том, что это связано с другим моим топом - "Многомерное мышление" в разделе Психология и философия. На данный момент моя позиция в данном вопросе склоняется к малополезности сказки в формировании личности. Она складывается из следующих моментов:
1. Формирование мышления крайностями. В сказке всегда есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший.
2. В процессе фантазирования может происходить проецирование вымышленной ситуации на реальную, жизненную. Формируются шаблоны действия ребенка в некоторых ситуациях способные привести к психологическим проблемам, к действительно плачевным ситуациям. Я про очень редкие случаи с выпрыгиванием детей из окон по мотивам сказок о Питере Пене, Пикачу и прочих вымышленных персонажей.
3. Формирование идеальной модели человека, не имеющей реального воплощения. Стремление к идеальному, несоответствие идеалам и ожиданиям, внутренние противоречия, подмена одних качеств другими, разочарование.
4. Поощрение некоторых черт, например, глупости - Иван-дурак едет на печи, ловит щуку и все у него складывается как нельзя лучше. Дуракам везет. Хотя и не несет в себе черту идеала, не восхваляется, но получается неким образом поощряется.
Прошу постараться быть как можно более объективными и не судить меня, судите это размышление.