У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Форум свободного мнения

Объявление




САЙТ ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТУ И ДОСТУПЕН ПО СТАРОМУ АДРЕСУ FREEMINDFORUM.3BB.RU


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум свободного мнения » Религия » Иудаизм - вопросы, критика, мнения, дискуссии, обсуждения>>


Иудаизм - вопросы, критика, мнения, дискуссии, обсуждения>>

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Хотя раздел религии на нашем сайте довольно развит и имеет множество тем с весьма бурными обсуждениями, однако до сих пор в нём отсутствовала тема об иудаизме. Странно, потому как прочие авраамические религии - христианство и ислам - произошли именно от иудаизма, но в то же время типично - подобная ситуация сложилась на большинстве форумов и блогов, где обсуждается религия (по-крайней мере из тех, кои мне лично удалось лицезреть). Причины данного явления можно искать во многом: от недостаточности знаний широких масс об иудаизме и заканчивая страхом, быть обвинённым в антисемитизме, критикуя иудаизм. Как бы то ни было, но мы данную ситуацию исправим и отныне тема об иудаизме будет открыта для обсуждений, хотя и необходимо упомянуть, что родственная ей тема о Каббале существует на нашем сайте уже достаточно давно.

0

2

для начала немного о жизни верующих иудеев:

Первый учебник по сексу для евреев-ортодоксов

Секс – пикантная и сложная тема для любого человека, а для ультраортодоксальных евреев в Израиле и подавно. Чтобы помочь этой закрытой, живущей в строгости общине разобраться, что к чему, доктор Давид Рибнер из Иерусалима написал учебник по сексу.

Когда-то недалеко от офиса доктора Рибнера в центре Иерусалима находился секс-шоп. Вывеска, на которой большими красными буквами написано "Секс-шоп, секс, любовь", по-прежнему висит, но прочитать эти слова можно с большим трудом – стараниями религиозных людей они практически стерты.

Бизнес у магазина не пошел. На сегодняшний день в Иерусалиме вообще работает всего один секс-шоп. И это неудивительно для города, в котором живут десятки тысяч ортодоксов.

http://i46.fastpic.ru/big/2013/0609/32/b77d5fd946ba11e8ef16eb52d4b8e932.jpg
Рибнер считает, что молодожены, не общавшиеся до свадьбы с противоположным полом, переживают стресс в первую брачную ночь

Но в офисе доктора Рибнера все иначе. Здесь стоят многочисленные коробки с разного рода смазками, массажными маслами и вибраторами. А на книжных полках экземпляры торы соседствуют с книгами под названием "Радость секса" и "Как ЭТО делается".

Я искренне сказал ему, что никогда не видел таких книжных полок. "А таких, наверное, больше и нет", - ответил доктор.

Первая брачная ночь

Доктор Рибнер родился в США. В Нью-Йорке он выучился на раввина и одновременно получил докторскую степень в социологии. Затем он репатриировался в Израиль и вот уже 30 лет консультирует религиозных пациентов.

Кроме того, он разработал и ввел в программу тель-авивского университета "Бар-Илан" курс по сексотерапии.

По его словам, необходимость создания справочника, или учебника по сексу для ортодоксальных евреев назрела уже давно.

Девочки и мальчики из ультраортодоксальных семей учатся раздельно, да и вообще мало общаются с посторонними людьми противоположного пола.
Они плохо знают, как вести себя друг с другом и что делать. Даже такое невинное физическое соприкосновение, как рукопожатие, дозволяется только между родственниками. Доступ к фильмам и интернету строго ограничен и контролируется старшими.

Но вот, рано или поздно, в жизни каждого из них наступает первая брачная ночь, во время которой духовный союз молодоженов непременно должен стать и физическим, то есть полным.

Так заведено, от них этого ждут.

"Мы хотели, чтобы появился источник, к которому молодые люди могли бы обратиться, признавшись себе: "Я ничего об этом не знаю, но хочу узнать хоть что-то", - говорит доктор Рибнер.

Секс в конверте

"Учебник для молодоженов по основам физической близости", который Рибнер написал в соавторстве с исследователем ортодоксальной жизни Дженни Розенфельд, начинается с самых простых объяснений о разнице в анатомии мужчин и женщин.

По словам авторов, в принципе в иудаизме секс считается позитивным явлением, но на каком-то этапе развития религии говорить о нем открыто стало запрещено.

http://i46.fastpic.ru/big/2013/0609/a1/7446b8366a0fed94676a316b33760ba1.jpg
На прилагающихся к учебнику картинках читателям объясняют не только основные сексуальные позы, но и что при этом делать с руками и ногами

"Обсуждать секс можно только в контексте супружества, - говорит доктор Рибнер. – В любых других случаях эта тема закрыта, поэтому молодым людям очень сложно что-либо узнать".

Новая книга является для потенциальных читателей своеобразным путеводителем по запретной территории. Правда, в ней нет никаких картинок.
Однако к задней обложке прикреплен запечатанный конверт. Надпись на нем предупреждает читателей, что внутри находятся "схемы сексуального толка". Те, кто не хочет на них смотреть, могут просто оторвать конверт и выбросить.

Доктор Рибнер показал мне содержимое конверта. В нем оказались три картинки с описанием основных сексуальных поз.

"Мы хотели показать людям не только то, что нужно делать с половыми органами, но и как при этом располагать руки и ноги, - говорит доктор. – Если ты никогда в жизни не видел этого в кино и не читал в книгах, откуда тебе знать, что делать".

На картинках изображены хорошо очерченные тела, но без лиц.

"Мы сделали все возможное, чтобы никто не нашел в них чего-либо оскорбительного, и чтобы это пособие было принято как можно большей частью религиозной общины", - подчеркивает автор учебника.

"Мы просмотрели множество других брошюр о сексе, изданных для обычных читателей, но пришли к выводу, что все иллюстрации, использованные в них, слишком схематичны для тех, кто лишь впервые соприкоснется с этой темой", - считает Рибнер.

Доступно о мастурбации

Практикующий в Иерусалиме сексолог Нахшон Давид Карми уже держит в своем офисе несколько экземпляров нового учебника и предлагает его вниманию своих клиентов.

"Это очень полезная книга для тех, кто вырос в религиозной среде и не получил никаких знаний в области секса, - говорит сексолог. – Уникальность этой книги в том, что ее авторы открыто говорят о сексуальности с ортодоксальной аудиторией".

Секс является фундаментальной основой для ортодоксальных и ультраортодоксальных супружеских пар, так как их цель – рождение максимально возможного количества детей.

И при всем этом именно на тему секса в религиозной среде наложено табу, именно этих знаний, пусть даже самых элементарных, не дают юношам и девушкам ни в семье, ни в школе.

По словам Карми, подобное молчание обо всем, что касается секса, сделало эту тему постыдной среди ортодоксов, и тех, кто все же пытается хоть что-нибудь об этом узнать, называют растлителями и бунтарями.

Учебник доктора Рибнера был издан в прошлом году на английском языке, а вскоре появится и на иврите, что сделает его доступным гораздо более широкой израильской аудитории.

По словам автора, было очень трудно найти прогрессивно настроенного переводчика из среды ортодоксальных евреев, который бы не просто перевел текст на иврит, но и учитывал бы особенности религиозных читателей, говорил бы с ними на понятном им языке.

Авторы оригинала решили обойтись без экивоков и прямо и четко описали определенные действия, называя вещи своими именами – в частности, оральный секс и мастурбацию.

Страсти по сексу

Профессор социологии Менахем Фридман, написавший множество трудов о жизни и нравах ультраортодоксальной общины Израиля, полагает, что намеченный на ближайшее время выход учебника на иврите может спровоцировать бурю.

"Я полагаю, что это вызовет бурную негативную реакцию, по крайней мере, среди наиболее радикальных течений иудаизма", - считает он.

Вместе с тем профессор уверен, что такая книга необходима, и спрос на нее будет. Но, по его мнению, открыто покупать ее решатся немногие, зато много продаж будет, что называется, из-под полы.

По его мнению, многие молодожены переживают настоящую душевную травму, когда после многих лет полной изоляции от противоположного пола в одну прекрасную ночь они без всякой подготовки вступают в сексуальные отношения.

Чтобы проверить, какой может быть реакция на книгу доктора Рибнера, я прихватил один экземпляр в центр обучения для ультраортодоксов.

Там я встретил бородатого 22-летнего парня, одетого в традиционный черный сюртук. Мы уединились в одном из классов, и я показал ему книгу.
"Я никогда ничего подобного не видел. Я думаю, что знать об этом необходимо, а значит, эту тему нужно пояснять, и делать это надо правильно", - сказал молодой ортодокс.

Затем он повел меня в еще более уединенное место, чтобы без опаски рассмотреть иллюстрации.

Он уже начал было вынимать картинки из прикрепленного сзади конверта, но вдруг передумал и вложил их обратно.

"Я пока не женат. Я подожду, пока придет мое время", - сказал он.

0

3

11 ноября 1997 года (11 мархешвана 5758 г.) особый раввинский суд в составе раввинов: р. Мордехай-Шмуэль Ашкенази (главный раввин Кфар-Хабада и член раввинского суда Хабада в Израиле), р. Гедалья Аксельрод (глава раввинского суда в Хайфе) и р. Борух-Боаз Юркович (глава хабадской общины Лода), а также присоединившиеся к ним: р. Шнеур-Залман Гурарье (помощник главы раввинской общины США и Канады), р. Йеуда-Кальман Марло (глава раввинского суда Кроун-Хайтс) и р. Ицхак Гендель (глава хабадской общины Монреаля) постановили, что Любавичский Ребе это пророк и Мошиах, который освободит еврейский народ из изгнания.

В отличие от предыдущего постановления, в котором сказано, что Ребе «считается Мошиахом» («бехезкат Мошиах»), в этом говорится что Ребе «Мошиах наверняка» («Мошиах вадай»). Важно отметить, что это пророческие слова самого Ребе. Основной упор здесь делается на то, что это пророчество от Б-га и, следовательно, обязано осуществиться.

Постановление (сокр.)

Любавичский Ребе שליט"א в беседе по недельной главе Торы «Шофтим» в 1991 (5751) г. установил обязательный для исполнения закон, о том, что в нашем поколении есть пророк, и все обязаны выполнять его указания согласно закону (РАМБАМ, «Законы основ Торы», гл. 7).

Ребе сказал так: «Нужно передать всем людям поколения, мы удостоились того, что Всевышний избрал и назначил человека, который выше всех людей поколения быть судьей... и пророком поколения. Он будет давать указания и советы всем... и его главные пророчества: «Немедленное Освобождение» и «Вот идет Мошиах!»».

В беседе по недельной главе Торы «Вайера» в 1991 (5752) г. Ребе сказал: «В эти дни прекратились все помехи и разрушились все преграды. Поэтому есть не только сущность Мошиаха, но и его раскрытие, и сейчас необходимо только встретить Мошиаха!»

В беседе по недельной главе Торы «Мишпатим» в 1992 (5752) г. Ребе сказал о «постановлении раввинов, что пришло время Освобождения: встанет король из рода Давида..., который считается Мошиахом» и добавил слова «до того, когда он будет Мошиах наверняка». Таким образом, Ребе ясно дал понять, что сам он — Мошиах.

Мы принимаем постановление, основанное на первом законе главы 7, втором законе главы 9 и первом законе главы 10 книги «Основы Торы» РАМБАМа, из которых следует, что Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах — это пророк, и что это очевидно из его бесед...

Он предсказал всему миру, что должно было произойти, и его предсказания сбылись в точности во время Шестидневной войны, во время войны в Персидском заливе и во многих других случаях... Поэтому мы обязаны слушать все, что он скажет так, как повелевает Тора слушать слова пророка, и, в частности, что он Мошиах, который раскроется перед нами немедленно.

Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!

Подписи (список неполный):

Р. Гедалия Аксельрод - глава религиозного суда Хайфы, Израиль.

Р. Йеуда-Кальман Марло - глава религиозного суда Краун-Хайтс, Бруклин

Р. Ицхак Гендель - член раввинского совета ХАБАДа США и Канады, глава религиозного суда Монреаля

Р. Шнеур-Залман Гурарье - директор раввинского совета, США

Р. Мордехай-Шмуэль Ашкенази - раввин Кфар-Хабада

Р. Борух Юркович - раввин Хабадской общины в Лоде

Р. Аарон Розенфельд - ребе из Пинск-Карлина

Р. Амнон Шугерман - глава йешивы «Рамат а-Голан»

Р. Яаков (сын р.Овадия) Йосеф - раввин Гиват-Моше и глава

коллеля «Хазон яаков», Иерусалим

Р. Звулун Либерман - член комитета раввинов, Флатбуш, США

Р. Ашер Земель - Лев а-Шарон

Р. Элияу-Шмуэль Шмерлер - глава йешив Цанз и член всемирного проекта «Мифаль а-шас» по Талмуду

Р. Элияу Абарджель - глава религиозного суда Беер-Шевы и раввин в Иерусалиме

Р. Авраам Лейфер - ребе из Надворно, Цфат

Р. Ашер Эйхенштейн - ребе из Жидичева, США

Р. Исраэль Альперин - раввин общины ХАБАДа в Герцлии

Р. Менахем-Мендель Вольпо - раввин общины ХАБАДа в Нетании

Р. Йоханан Гурарье - раввин Холона

Р. Моше-Яаков Вайс - глава религиозного суда района

Неве-Ахиэзер, Бней-Брак

Р. Элияу Боренштейн - раввин Болонии, Италия

Р. Йосеф-Ицхак Зальцман - раввин центра для выходцев из России, член раввинского совета Торонто, Канада

Р. Ишай Шараби - раввин Йеменской общины Реховота

Р. Моше Ашкенази - раввин общины ХАБАДа в Тель-Авиве

Р. Менаше Перман - раввин и директор общины ХАБАДа Чили

Р. Ицхак Хавив - раввин французской общины, Иерусалим

Р. Хаим Нафталин - главный раввин Бадена, Германия

Р. Йешаяу Герцель - раввин Нацрат-Илита

Р. Шолом-Дов-Бер Вольпо - раввин общины ХАБАДа в Кирьят-Гате

Р. Игаль Пизем - раввин общины ХАБАДа в Кирьят-Шмуэле

Р. Йорам Ульман - член религиозного суда Сиднея, Австралия

Р. Бен-Цион Михалашвили - раввин Грузинской общины в Рамле и член раввинского совета выходцев из Грузии

Р. Моше Бен-Абу - раввин Гило, Иерусалим

Р. Менаше Захария - член раввинского совета Рош-а-Айн

Р. Шломо Франк - член раввинского совета Акко

Р. Берел Лазар - главный раввин СНГ

Р. Азриэль-Зелиг Ашкенази - раввин Екатеринбурга и Урала

Р. Эльяшив Каплун - раввин Ростова

Р. Моше Мейерс - раввин Оренбурга

Р. Шмуэль Каменецкий - раввин Днепропетровска

Р. Залман Абельский - раввин Кишинева и Молдовы

Р. Натан Баркан - раввин Риги и Латвии

Р. Ицхак Гинзбург - каббалист, глава йешивы в Шхеме и Хевроне

0

4

Талмуд

В статье Талмуда "Синдреоне" излагается обширное право фарисеев убить любого человека, если только он делает это чужими руками. В частности, в одном из многих десятков примеров говорится, что "..если кто-либо является причиной голодной смерти своего соседа, то он не подлежит наказанию" (Талмуд, Синедрион 77а).

Талмуд в изобилии предоставляет лазейки для разврата. В нём говорится что: "Наказание за разврат не распространяется на секс с подростком, с женой подростка и женой язычника" (Талмуд, Синедрион 52б). Талмуд также одобряет совращение необученных девочек, которые в нём называются наложницами. Однако, имеет значение, в какой форме осуществляется изнасилование. "В случае с наложницами, лицо признаётся в совершении изнасилования при естественном половом акте, но не при извращённом". Талмуд утверждает, что если изнасилование в извращённой форме находится за пределами юрисдикции закона, то изнасилование в форме нормального полового акта наказуемо.

В Вавилоне извращения всех видов являлись обычным образом жизни местного общества. Подобная практика оказала влияние и на фарисеев. В трёх основных книгах Талмуда имеются обширные отрывки, снабжающие законные основания для совращения 3-летних девочек и женитьбе на них. Фактически, наиболее известные раввины-талмудисты, включая Бен Йохайя, защищают это право.

В одном из многих положений о сексе с детьми, Бен Йохай утверждает: "Правоверная в возрасте до 3-х лет и одного дня может выйти замуж за священнослужителя" (Талмуд, Йебамот 60б). Соглашаясь с Симеоном Бен Йохайем, другой великий раввин заявляет, что "если взрослый мужчина совокупился с девочкой, то это чепуха", так как это "всё равно, что ткнуть пальцем в глаз" (Талмуд, Кетубот 11б). В примечании к данному отрезку Талмуд говорит следующее: "Подобно тому, как слёзы в глазах появляются снова и снова, так девственность возвращается к девочке до трёх лет". В этом разделе подтверждается, что половой акт с мальчиком относится к той же категории: "Совокупление с мальчиком не является половым актом".

Видео с переводом на русский язык:

0

5

А творил ли Моисей чудеса?

Тот, кто внимательно прочтет первую и вторую главы книги Бытие, сразу заметит, что на третьем стихе второй главы заканчивается одно сказание о сотворении человека и начинается совершенно другое на ту же самую тему, отличающееся от первого в основных подробностях. В первом сказании Бог создает на шестой день одновременно мужчину и женщину. Во втором сказании Бог создал человека из праха земного, поселил его в саду эдемском, дал ему для компании животных и птиц, и только под конец создал из его ребра женщину. Бросается в глаза, что мы здесь имеем дело с двумя совершенно независимыми источниками, соединенными механически, даже без попытки скоординировать их фабулы. Путем анализа текста установлено, что во всем Пятикнижии мы сталкиваемся с четырьмя обособленными источниками, ведущими свое происхождение из разных эпох. Следовательно, нет оснований приписывать его авторство одному человеку, то есть Моисею.
Изображение

Что касается мнимых чудес Моисея, то ученые установили, что во многих случаях это могли быть совершенно естественные явления. Как же тогда они смогли возвыситься до ранга чуда? Ответ прост. Моисей во время своего изгнания якобы провел сорок лет на Синайском полуострове и у местных жителей научился тому, как сохранить жизнь в суровых условиях пустыни, степи и горных районов. Свои познания, добытые путем опыта, он затем использовал во время исхода. Уже его товарищи по скитаниям, которые на протяжении нескольких поколений привыкли к оседлой жизни в Египте и были новичками на Синайском полуострове, должны были принять за сверхъестественные некоторые действия Моисея. Что же говорить об израильтянах, которые потом веками жили в Ханаане и вообще не соприкасались с природой Синайского полуострова? Последующие поколения в большинстве своем склонялись к тому, чтобы сделать из Моисея фигуру, одаренную от Бога сверхъестественной силой. К моменту описания деятельности Моисея процесс мифологизации был уже полностью завершен, и, поскольку он отвечал священникам и компиляторам Пятикнижия, чудеса, будто бы совершенные Моисеем, стали догматом веры иудаизма.

Например, в Библии Моисей рассказывал израильтянам, как Яхве беседовал с ним через горящий, но не сгорающий куст. Теперь мы уже знаем, что такой куст существует, он и в наши дни на Синайском полуострове называется диптам, или куст Моисея. Это своеобразное растение выделяет летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце. Экземпляр этого куста привезли даже в Польшу и посадили в горностепном заповеднике в Скоротицах. В 1960 году газеты сообщили, что, к удивлению местных жителей, куст Моисея в жаркий день загорелся голубовато-красным огнем.

http://i6.imageban.ru/out/2013/12/08/45e12ed48c88910fb0940a6f5d7e28cb.jpg

Сенсационные результаты дали исследования, касающиеся пресловутой библейской манны. В 1927 году зоолог Еврейского университета в Иерусалиме Боден-хаймер обнаружил на Синайском полуострове разновидность тамариска, который в весеннюю пору выделяет сладковатую жидкость, быстро застывающую на воздухе в виде белых шариков, похожих на град. Местные бедуины — большие любители этого лакомства — с наступлением весны толпами отправляются в степь собирать белые липкие шарики, как мы собираем ягоды. Один человек может собрать за день полтора килограмма — количество, вполне достаточное для того, чтобы утолить голод. Любопытно, что мелкие уличные торговцы в Багдаде по сей день выставляют на продажу сладкую смолу тамариска под названием Ман. В свете этих открытий, библейская манна перестает быть чудом. Моисей, видимо, знал ее питательную ценность еще со времен изгнания и благодаря этому мог прокормить израильтян.

http://i6.imageban.ru/out/2013/12/08/d245580c9427d7d16a60c7f08cd0ba3e.jpg

В том же свете представляется и эпизод с перепелами. Современные жители Синайского полуострова были бы весьма удивлены, если бы им сказали, что прилет этих птиц надо рассматривать как чудо. Весенней порой из глубин Африки в Европу тянутся огромные стаи перепелов. Измученные дальним путешествием, они, как правило, садятся на землю вдоль морского берега, ослабев до такой степени, что тамошние жители ловят их голыми руками. Израильтяне, по всей вероятности, могли столкнуться именно с таким налетом перепелов и, разумеется, воспользовались приятной возможностью поохотиться на них.

Библия рассказывает, что у подножия горы Хорив Моисей ударил посохом по скале и оттуда брызнула родниковая вода. Этому чуду он, безусловно, научился у мадианитян. Бедуинам оно известно по сей день. Они знают, что, несмотря на длительную засуху, у подножия гор под хрупкой пленкой песка и извести обычно собирается дождевая вода. Достаточно разбить эту оболочку, чтобы добраться до воды и утолить жажду. В Библии рассказывается, как израильтяне после трехдневного скитания по пустыне Син пришли в Мерру, где их ждало тяжелое разочарование: оказалось, что родниковая вода горька и непригодна для питья. Тогда Моисей бросил в воду какую-то веточку, и — о чудо! - вода сделалась сладкой. В связи с этим эпизодом отметим, что в окрестностях Мерры до сих пор существует горький источник. Англичане произвели химический анализ его воды и обнаружили, что в ней содержится некоторый процент сернокислого кальция. Когда к этой воде добавляется щавелевая кислота, сернокислый кальций оседает на дно, вода теряет свою горечь. Бедуины подслащают горький источник с помощью веток кустарника, именуемого эльвах, соки которого содержат изрядную примесь щавелевой кислоты.

А вот другой эпизод из Библии. На пути от горы Синай до Кадеша израильтянам снова не хватило продовольствия, и снова стали раздаваться жалобы. Тогда прилетели во второй раз перепела, и изголодавшиеся странники жадно кинулись их вылавливать. Но в пример предыдущему случаю, птичье мясо оказалось в высшей степени вредным для здоровья, почти все израильтяне тяжело заболели, а многие заплатили жизнью за свою жадность. В Пятикнижии этот драматический эпизод изложен как притча с моралью, которая учит, что Бог не прощает тех, кто восстает против его воли. Все говорило о том, что именно так следует понимать этот фрагмент сказания. В нем проявились типичные черты дидактической народной притчи. Тем большее удивление вызвало то обстоятельство, что описанный случай отнюдь не является творением буйной фантазии.
Директор Пастеровского института в Алжире профессор Сержан обнаружил, что на Синайском полуострове действительно иногда появляются ядовитые перепела. Это птицы, которые перед отлетом в Европу останавливаются в Судане и кормятся там зернами с отравляющими свойствами. Мясо таких птиц вредно и даже опасно для человеческой жизни. Израильтянам, видимо, не повезло. Они охотились именно на таких перепелов, и их злосчастное приключение нашло отражение в библейском сказании.

К той же категории следует отнести бедствие от ядовитых змей, которое постигло странников на полпути между городом Кадетом и заливом Акаба. Швейцарский путешественник Буркхардт побывал в 1809-1816 годах на Синайском полуострове и на упомянутом в Библии отрезке маршруту израильтян набрел на долину, так и кишевшую ядовитыми змеями. Они ее заселяют с незапамятных времен, так что бедуины старательно объезжают эту местность. Следовательно, и этот фрагмент сказания также мог опереться на подлинные факты.

Уже давно известно, что так называемые казни египетские (за исключением десятой) были довольно обычным явлением в стране фараонов. В период половодья Нил часто окрашивается в коричнево-красный цвет в результате наносов из эфиопских озер. Кроме того, каждые несколько лет во время разливов комары и другие вредные насекомые размножались до такой степени, что египетские крестьяне рассматривали их как истинное бедствие. Что касается града, то, по правде говоря, над Нилом он выпадал крайне редко, но, тем не менее, иногда выпадал, и тогда убытки, причиненные им, бывали весьма ощутимы. Зато гораздо чаще в Египте случалась другая беда — нашествие саранчи. А виновником "тьмы египетской" был стремительный вихрь сирокко; он подхватывал из пустыни огромные тучи песка и нес их на Египет, заслоняя Солнце такой плотной завесой, что наступал полный мрак.

Согласно Библии, все эти казни вызвал Моисей с целью оказать давление на упрямого фараона. Как могла возникнуть легенда такого рода? Если бы вышеназванные катастрофы произошли в Египте в царствование фараона Мернепта и, значит, в тот период, когда там действовал Моисей, ответить было бы легко. Израильтяне, люди простые и склонные к предрассудкам, могли набраться уверенности, будто Моисей, великий волшебник и представитель Яхве, наказывал таким путем преследователей. Более того, даже египтяне могли этому поверить, коль скоро они вообще верили в существование магов. Ведь, как мы знаем из документов и из Библии, некоторым их жрецам приписывались те самые сверхъестественные знания, какие демонстрировал Моисей перед троном фараона.

В данном случае мы имели бы дело с обычной временной последовательностью явлений, которую люди склонны возводить в причинную связь. Моисей, по мнению израильтян, был могучим чудотворцем, который своими чудесами неоднократно вызывал у сородичей восхищение и страх; следовательно, он мог и на Египет наслать десять казней, одну за другой.

Интересный пример именно такой иллюзии мы находим в знаменитой пьесе Э. Ростана "Шантеклер". Там фигурирует петух, который подметил, что всякий раз, как он запоет, восходит солнце, и пришел к глубокому убеждению, что именно он и вызывает солнце на небосклон...

http://www.kolobok.us/smiles/standart/mosking.gif

0


Вы здесь » Форум свободного мнения » Религия » Иудаизм - вопросы, критика, мнения, дискуссии, обсуждения>>